Вернуться назад

«История телесных наказаний в России»

Вернуться назад
Заголовок.
31 июля 2019

«История телесных наказаний в России» 191? г.

Выпускная работа молодого Николая Евреинова (прижизненное издание), написанная им во время учебы в Петербургском училище правоведения и вышедшая позже отдельным книжным изданием. В книге исследованы самые мрачные страницы истории, рассмотрены все виды телесных наказаний, применяемые в нашей стране на протяжении восьми столетий – со времен Киевской Руси до конца XIX века.

Несколько слов об авторе:

Евреинов, Николай Николаевич 1879-1953 г.г. (драматург, режиссёр, историк и теоретик театра и прочее), был отмечен в работах с В.Э. Мейерхольдом, М.М. Фокиным и Н.Ф. Балиевым. Николай Евреинов, это одна из ключевых фигур богемного Петербурга начала XX века. Именно он поставил невероятное по своим масштабам многотысячного зрелища «Взятие Зимнего дворца» в 1920 г. Основатель советского революционного театра, эмигрант, окончивший свои дни в Париже, заложил основы «театра абсурда» и психодрамы второй половины XX века, а должен был стать юристом (окончил университет с серебряной медалью). Вся эта общественно-просветительская работа, его организационный талант и оригинальность привели его и к масонству, известно об участие в ряде масонских лож, что положительно сказалось на расширении круга общения.

список_слайдов.
список_слайдов.

 

Однако большинство из главных событий в жизни Николай Николаевича случились уже позже выхода этого издания. Свое желание опубликовать данную работу автор объяснил в предисловии к книге:

«Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки. И, конечно, эти стоны не могут пройти бесследно в истории русского народа для тех, в чьих жилах до сих пор течет кровь озверевших, униженных, кровь притупевших от долгого позора, кровь пугливых не столько перед муками совести, сколько перед мукой физической. Отмена телесных наказаний не ознаменовала отмену привычки и страсти к ручным расправам. Пробегая мрачные страницы истории телесных наказаний, мы убеждаемся с каждой строкой, что из бездны не выкарабкиваются сразу и что переход от тьмы к свету невозможен без промежутка ослепления».

список_слайдов.
список_слайдов.

 

В изначальном варианте книга не была допущена цензорами и из нее было убрано две последние главы:

  • Телесные наказание в эпоху революции с 1905 г.
  • Современное положение

Книга была выпущена и издавалась в твердом коленкоровом переплете. Однако чуть позже была выпущена, и книга в мягком переплете на титульном листе которой значилась подпись:

«Дополненное статьями, запрещенными старым правительством»

В этом издании нет ни типографии, ни года выпуска, поскольку вопрос безопасности стоял еще остро.

список_слайдов.
список_слайдов.

 

В книге изложен огромный исторический материал, касающийся появления телесных наказаний в нашей стране и введения их в юридическую практику, рассмотрены различные виды телесных наказаний, применявшихся со времен Киевской Руси до конца XIX столетия. Читателю предлагают взглянуть на историю родной страны через развитие телесных наказаний, а также общественного отношения к ним. Автор объясняет, почему причинение физического страдания за совершенную провинность в течение более почти 1000 лет было основным методом наказания в России и как это отразилось на развитии страны и народов. И выводы по книге делаются не утешительные:

«Отмена телесных наказаний не ознаменовала отмену привычки и страсти к ручным расправам. Пробегая мрачные страницы истории телесных наказаний, мы убеждаемся с каждой строкой, что из бездны не выкарабкиваются сразу и что переход от тьмы к свету невозможен без промежутка ослепления».

список_слайдов.
список_слайдов.
список_слайдов.
список_слайдов.
список_слайдов.
список_слайдов.

 

Высокая ценность книги заключается еще и в том, что она говорит о «всестороннем изучении быта и нравов народа, практиковавшего на протяжении веков членовредительство, боль и срам как законные и обычные средства воздействия на нарушителей закона». Сам материал идет по книге в историческом порядке и все подкреплено ссылками на исторические документы и многочисленные источники.

Однако стоит отметить, что написанный из самых высоких побуждений труд местами напоминает пособие начинающего палача:

«Кнут состоял из толстой деревянной рукоятки, к которой прикрепляли упругий столбец из кожи с кожаной петлей на конце. К этому концу привязывали хвост, сделанный из широкого ремня толстой, сыромятной кожи, согнутой вдоль наподобие желобка и так засушенной. Иногда конец хвоста заостряли; он был твёрдый, как кость, при ударе рассекал кожу и вонзался в тело. Но от крови ремень скоро размягчался; потому после нескольких ударов кнут меняли. Иногда вместо одного ремня на конце привешивали три. Наказывали кнутом различно: били просто, били на козле, били в проводку по торгам. В первом случае преступник обхватывал руками шею и ложился на спину помощника палача; этот помощник крепко держал наказываемого за руки. Ноги преступника связывала верёвка, конец её держал другой помощник, становившийся лицом к первому. Палач, или кнутовой мастер, отходит от преступника шага на три, припрыгивал и со всего размаха рассекал спину».

И таких подробных разделов в книге не мало: «Сечение рта и пальцев», «Резание носов и ноздрей», «Батоги», «Клеймение», «Закапывание», «Подвешивание за ребро», «Заливание горла металлом» …

список_слайдов.
список_слайдов.

 

«История телесных наказаний в России» сама не избежала преследований и казней: её изымали из советских библиотек и уничтожали вместе с другими книгами литераторов и учёных-эмигрантов. Сегодня найти первое издание — это большая радость, а что говорить об издании, которое было запрещено и выпускалось подпольно.

Общее оформление книги отражает стилистику начала XX века и высокий вкус самого автора. Книга выпускалась обильно иллюстрированная по тексту и с отдельными иллюстрациями (4 л. цветных иллюстраций, 2 л. иллюстраций, 1 л. портрет.) Автор рисунка переплета, цветных иллюстраций, книжных украшений – заставок, буквиц, концовок – художница Антонина Христиановна Вестфален. Прекрасный график-иллюстратор, она получила образование в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, брала уроки у таких мастеров, как Билибин и Рерих.

список_слайдов.
список_слайдов.
Оставить заявку
Оставьте свои контакты и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Мастер оценит сложность работы, свяжется с вами и предоставит вам несколько вариантов реставрации.
Даю согласие на обработку персональных данных
Оставить заявку
Для уточнения стоимости и сроков реставрации, вы можете позвонить или отправить заявку.
Мастер оценит сложность работы, свяжется с вами и предоставит вам несколько вариантов реставрации.
Даю согласие на обработку персональных данных
Задать вопрос
Для уточнения стоимости и сроков реставрации, вы можете позвонить или отправить заявку.
Мастер оценит сложность работы, свяжется с вами и предоставит вам несколько вариантов реставрации.
Даю согласие на обработку персональных данных